Особенности записи ударных инструментов

1. Нужно сделать все возможное, чтобы на записи были грамотно настроенные, отлично звучащие инструменты. При их отсутствии – воспользуйтесь вариантом аренды. Все окупится сполна, как за счет качества звучания, так и существенной экономии времени, проведенной в студии, когда отпадает необходимость терять лишнее время, настраивая плохие инструменты. Исчезает повод трепать собственные нервы, если перестает звучать большой барабан, а малый выдает резонанс настолько паразитный, что сложно представить. Именно ударные выступают в качестве единственного инструмента, звучание которого наполовину и даже несколько больше, зависит от его качества, а все остальное приходится на мастерство исполнителя.

2. Приступая к работе с неизвестным вам музыкантом, постарайтесь заранее узнать все его слабые и сильные стороны, воспользовавшись опытом своих коллег. Это облегчит нахождение общего языка, позволит избежать глупых и неприятных ситуаций. Наиболее распространенной остается ошибка, когда проявляется излишняя придирчивость к человеку, физически неспособному на нечто большее. Не стесняйтесь задать вопрос не только себе, но и музыкантам: «Возможно ли сделать еще лучше?» Действуйте дальше в полном соответствии с полученным ответом, не забывая – именно первый из дублей выступает как наиболее естественный и эмоциональный. Каждый последующий утрачивает первоначальную свежесть и красоту, поэтому остается лишь радоваться, когда удается добиться гармоничного звучания во всем.

Иногда, если вы заранее знаете, что у вас из знакомых далеко не лучший, или даже весьма «перспективный, начинающий барабанщик», не постесняйтесь взять на себя смелость и переговорить с нами, мы всегда сможем помочь в решение данного вопроса и предложим Вам профессионала. Всем известно, насколько отличается студийная работа от репетиций и концертов. Исходя из опыта, можем смело заявить – профессионалам хватит всего пары репетиций, что позволит сэкономить, наряду со студийным временем, собственными силами, еще и эмоции остальных исполнителей.

Настало время перейти собственно к практике. Крайне важным остается момент правильного планирования сессии. Мы уже упомянули о хорошей настройке барабанов. Как это сделать, знают сами музыканты, кто желает узнать о процессе как можно больше – читайте специальную литературу. Хотя, действительно, жалко, да и глупо тратить зря столь драгоценное время на настройку, особенно при условии наличия семплированных, уже готовых, ритмических фигур. Тем более, что необходимо сделать как можно быстрее, при этом качественно, отсройку всех акустических, электрических аспектов предстоящей записи, не теряя понапрасну время на то, чтобы подобрать и расставить микрофоны. Важно учитывать на данном этапе силы исполнителя, которому придется просто тупо проигрывать четверти по каждому из имеющихся инструментов. Отсутствие с вашей стороны опыта, либо уверенности, должно послужить поводом выстроить сессию следующим образом – проведите накануне все технические этапы, чтобы утром сразу заниматься творческим процессом. Это будет удобно всем.

Безусловно, звукорежиссер должен каждый раз находить подход для ударных установок, тон-зала, композиции. По этой причине, определить технику записи с ударными, позволит наличие у звукорежиссера опыта и изобретательности. Имея четкое представление об окончательном звуковом образе готового произведения – не бойтесь экспериментов, стремясь добиться сразу нужного вам звучания барабанов. Избегайте стереотипов, из-за которых затем придется долго крутить рычаги пультов и приборов обработки, в безуспешных попытках отыскать нечто действительно, по-настоящему яркое, что будет выделять вашу запись среди остальных вариаций на тему.

Отсутствие подобной уверенности станет поводом запастись не менее, чем одним дополнительным микрофоном под каждый барабан, с последующей его записью на отдельные дорожки. Это позволит получить свободу большей степени, позволяющей свести имеющийся между ними баланс, наряду с возможностью заменять, используя триггер, некоторые из долей семплами, как барабанными, так и другими на ваш выбор. Еще раз повторимся – всегда следует индивидуально подходить к выбранным стилям и произведениям.

Возьмем как пример, джазовую эстетику. Здесь, как нигде, необходим максимальный уровень натуральности, живости и естественности. Данное обстоятельство касается записей барабанов. Добиться основного характера звучания, позволит использование – overhead, верхних надголовных микрофонов, как правило, конденсаторных. Хотя, ряд «монстров» от звукозаписи, предпочитают расхваливать ленточные, их звучание. Стоит сразу отметить, далеко не у каждой из студий нашей страны найдется хотя бы один парный, не говоря уже о парочке таких микрофонов. Наличие у вас Beyerdynamic 160 дает возможность устанавливать их как overhead, да пониже, как можно ближе к барабанам, для получения на фонограмме «дорогого» джазового исполнения. Также хорошо показали себя  на том-томах, малых барабанах — B&K 4007, особенно при использовании барабанщиком щеток. Большому барабану идеально подходят Sanken CU-41; избавиться от студийного звучания поможет M/S-пара Sanken CMS-2.

Совершенно простым представляется остальной тракт – подключайте микрофон напрямую к старому Neve (8068), «накрутите», где только нужно эквалайзер, воспользуйтесь гейтом. Дополнить картинку позволит компрессор UREI 1176 LN, либо, в самом крайнем случае — Fairchild 670 (правда стоит он порядка 20 000 долларов – прим. редактора). Не стоит воспринимать предложенный набор как издевательство – ведь именно таким образом звучат рекомендации наших заморских коллег. Действительно, спорить с ними достаточно сложно, однако получить перечисленную выше технику, учитывая наш малый бюджет джазовых записей, практически нереально. И это без учета того, что найти его у нас в стране невероятно сложно, особенно при условии отсутствия системы проката такого рода аппаратуры.

Так что, наступило время вернуться на грешную землю с небес, пристально изучив то, что возможно к применению, исходя из имеющихся условий. Неплохих результатов позволяют добиться 2 микрофона – PZM, которые закрепляют под углом диапазона 90 – 1800 на оргстекле. Получается совершенно моносовместимое, чистое, прекрасное во всех отношениях звучание. Причем, единственным нюансом, на который уйдет некоторое время, станет поиск наиболее подходящей точки при установке данной пары относительно конкретного инструмента. После чего у каждого барабана появится естественность тембра, они остаются гармоничными, целостными. Об этом приеме известно давно, тем интереснее его применение при записях современных стилей  drum’n’bass, что связано с открытым звучанием помещений.

Сложно спорить с утверждением: время – это деньги, что объясняет постоянное уменьшение количества микрофонов при записи. Редко кто сегодня осуществляет подзвучивание обоих пластиков том-томов, тем более, что при наличии всего трех таких барабанов, придется заниматься установкой, подключением, настройкой согласно уровня, тембра, панорамы, фаз — сразу 6-ти микрофонов!

Можно с уверенностью говорить – самой эстетикой записи был проделан полный круг. Также, как и 40 лет тому назад, сегодня получили распространение маломикрофонные виды записей, что не зависит от возможности конкретной студии, либо бюджета. Современная музыка все чаще требует ту самую «луповость» эстетики звучания, которую отличает монолитность установки, звучащей словно единый инструмент. Вспомните, как воспринимались барабаны, звучащие на записях с биг-бендами 70-х и, вы все поймете. Тем более, что собственно ударные все больше напоминают те, которые использовались в указанные годы: характерное отсутствие переднего пластика на большом барабане, более плоский вид малых, настроенных выше. Выполнить такого рода запись позволит наличие всего 1-3, много 4-х микрофонов, обладающих способностью улавливать, наряду с прямым сигналом, еще и передающую атмосферу акустики, с присущими ей резонансами, а также отражениями реальных помещений. Добиться так называемой «грязи» звучания позволит применение компрессии, как правило, достаточно сильной, обладающей большим временем для release (восстановления). При этом, срабатывая   на пиках, полученных от ударов, компрессор сглаживает их, одновременно «вытягивая» все, что можно услышать между ними, а это собственно акустика самого помещения. Совершенно естественным следует считать явление несколько странно звучащих перекомпрессированных тарелок. С ними предстоит слегка «поколдовать», варьируя время восстановления, стремясь добиться ритмичности его относительно темпа самого произведения, т.е. «дышать» в такт звучащей музыки. Делают данную операцию обычно на слух.

Теперь обратимся к тем отдельным инструментам, из которых состоит ударная установка, для подбора под них подходящих микрофонов.

Предлагаем начать с тех, которые снимают акустику, плюс overhead. Абсолютно естественным следует признать желание использования хороших конденсаторных, поскольку их задачей является передача максимально яркой, открытой картинки от всех ударных в студии. Для помещений чаще всего выбирают микрофоны, диаметр мембраны которых достаточно большой: AKG 414 (C12), Telefunken 201, KM-83, Neumann U47 (U87). Как всегда, не хватает времени искать хорошую точку для 2-х микрофонов, поэтому чаще всего выбор падает на стереомикрофоны типа Neumann 69 (который легко передвигается, бесспорным достоинством становится фазовая чистота). Как вариант, допускается установка всего одного микрофона, с последующими записями акустики помещения – моно, добиться нужного объема позволят два overhead. С этой целью прекрасно справляются различного рода способы стереозаписи – А-В, X-Y, хотя тут предпочтение лучше отдать микрофонам меньшей диафрагмы. Как утверждают специалисты, стереопара AKG 414 отлично показывает себя, не хуже более компактных моделей. Хочется привести как пример, студию CapitolRecords (Лос-Анджелес), где наряду с такими раритетами, как RCA 44 и 77, находились «Октава» (пр-во Россия). На них происходила запись X/Y – overhead, хай-хет.

Лучше всего записывать большой барабан при помощи классического микрофона AKG D112, однако, у каждого свое мнение. Некоторым больше по душе Shure. Нас привлекает исключительная плотность Electro-Voice RE 20 от нашей любимой фирмы, производящей барабаны, DW. Когда не достает в больших барабанах окраски тонов, справиться с ситуацией помогает добавление еще одного динамического микрофона (конденсаторного), с нахождением оптимального соотношения между ними.

Обычно на малые барабаны микрофоны устанавливают сверху и снизу, подчеркивая верхнюю, столь необходимую для звучания, середину. Можно легко обойтись без соблюдения принятых канонов, чтобы добиться действительно хороших записей барабанов.  Допускается соединение звучания двух типов микрофонов:

- внизу динамического;

- сверху конденсаторного;

- обоих сверху, соединенных изолентой.

Sennheiser 421 – лучший для том-тома, благодаря его плоскому виду, достаточному для размещения между собственно барабаном и тарелками. Кроме этого, привлекает глубина и яркость его звучания. Хороший звук дают: Shure SM57, Neumann KM-54. Среди конденсаторных заслуживают упоминания AKG C535, правда не стоит забывать об их способности к улавливанию всего окружающего набора звуков. Поэтому предстоит более кропотливая работа для отыскания правильной фазы по отношению к другим микрофонам.

Если говорить о том, как располагаются сами микрофоны относительно барабанов – существуют следующие варианты:

  • тембр (звучание) данного барабана;
  • желаемый результат звучания.

Согласно тембральной закономерности – барабан будет звучать настолько выше, насколько ближе находится микрофон к ободу.

Для получения максимально яркого, высокого, несколько «звенящего» малого барабана – его устанавливают непосредственно над ободом, направляя ось микрофона перпендикулярно плоскости, в край пластика. Достижение более глубоких, низких ударов – «нацеливание» микрофона от края прямо в центр инструмента, располагая под острым углом, относительно плоскости самого пластика.

Аналогичную процедуру проделываем с том-томом. По нашему мнению, лучше устанавливать микрофоны чуть дальше пластиков (10 см), чтобы увеличить объем, причем тут может возникнуть проблема – слишком низко подвешенные исполнителем тарелки. Добиться максимального разделения , без повышения на пульте чувствительности на входе (не «разгонять» gain), поможет максимально близкое расположение микрофонов.

Наибольшую сложность вызывает этап настройки большого барабана. Среди основных моментов – сочетаемость его с басом. Обычно не возникает никаких проблем, когда установка действительно хорошая. Обратитесь к кому-либо с просьбой пройти в акустическое помещение, надеть наушники и подвигать внутри большого барабана микрофон. Находясь лично в аппаратной – слушайте как можно внимательнее звучание, подбирая оптимальное.

Кто-то из звукорежиссеров устанавливают микрофоны внутри и снаружи больших барабанов, там, где педаль. Данный вариант идеален для джаза, поскольку в нем велики динамические диапазоны. Зачастую и мы ставим 2 микрофона внутри – выбирая по одному:

- конденсатному, отвечает за ширину спектра, располагается поближе к пластику верхнему;

- динамическому, наполняет плотностью и напором, устанавливается как можно глубже.

Благодаря подобному сочетанию, становится возможным творить все, что только захочется, со звуком.

Для уточнения задачи, стоит задать исполнителю ряд вопросов, прежде, чем приступить непосредственно к записи. Уточните – касательно той роли, которая отводится им тарелке ride, либо колокольчику cowbell, при его использовании. Ответ «большую» подразумевает установку, наряду с overhead, дополнительного микрофона для получения более четкого и конкретного звучания данных, либо иных инструментов, установленных дополнительно.

Подводя итог, отметим необходимые условия, при которых барабаны звучат наилучшим образом:

  • хорошая установка (барабанная), надежно смонтированная, свежие пластики;
  • студия, с качественной акустикой;
  • талант и грамотность барабанщика;
  • наличие надлежащего опыта у звукорежиссера, позволяющего ему отыскать правильное расположение инструментов в помещение;
  • правильная расстановка микрофонов, наряду с подбором предусилителей;
  • возможно придется добавить гейт и компрессию.

Потом донести неиспорченными до магнитофона, сохранив натуральность звучания.

Вот всего и делов то, согласны?